29.01.2019
Итоги пресс-конференции «Что изменилось с вступлением в силу расчёта налога на имущество физических лиц?»

Мероприятие состоялось 23 января 2019 г. в пресс-центре «Парламентской газеты». В мероприятии приняли участие члены Рабочей группы Государственной Думы «Совершенствование законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности».

2018 год стал важной вехой становления в России новой системы взимания имущественных налогов: принимались новые законы, создавались новые учреждения и структуры, проходила отладка правоприменительной практики. Тем не менее, это не означает, что новый налоговый порядок завершен. Однако стало ясно, что Рубикон перейден и гражданам, и бизнесу придется адаптироваться к обновленной форме налогообложения их имущества. Именно об этом говорили участники пресс-конференции, которая состоялась в пресс-центре Парламентской газеты 23.01.19.


Спикеры пресс-конференции «Что изменилось с вступлением в силу расчёта налога на имущество физических лиц?»

Как заметил Первый Заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, Заместитель председателя Рабочей группы «Совершенствование законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности» С.М. Катасонов, причина, почему пришлось разрабатывать новую систему имущественных налогов, была связана с необходимостью исправления перекосов и несправедливостей прежней системы. В соседних субъектах РФ могли находиться одинаковые дома, и с одного налог взимался по инвентаризационной, а с другого - по кадастровой стоимости. А эти две суммы сильно различались. Возникла потребность к переходу на единые принципы налогообложения на основе кадастровой оценки недвижимости.


Первый Заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, Заместитель председателя Рабочей группы «Совершенствование законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности» С.М. Катасонов

Важным событием этого процесса стало принятие 3 августа 2018 года 334-ФЗ, касающегося обложения имущества физических лиц, который ввел для граждан целую серию льгот и вычетов. Для пенсионеров - владельцев земельных участков кадастровая стоимость уменьшается на кадастровую стоимость шести соток. В рамках закона предусматривается увеличение налога на имущество не более, чем на 10% в год, если в субъекте в течение предыдущих трех лет уже использовалась в качестве налогооблагаемой базы кадастровая стоимость. В 2018 году это правило было применено в 28 субъектах. В 2019 году оно будет использовано уже в 49 субъектах Федерации.

Директор ГБУ Рязанской области
 А.Ю. Ульянов

Заместитель директора 
Департамента недвижимости
Минэкономразвития России
А.П. Берестянский

 

Как рассказал на Пресс-конференции начальник Управления налогообложения имущества ФНС России А.В. Лащенов, в 2018 году в местные и региональные бюджеты было собрано 1,4 трлн. руб. имущественных налогов, что на 11% больше, чем в 2017 году. Самый большой прирост показали два сбора: на имущество организаций – плюс 15% – и на имущество физических лиц. С первых собрали 985 млрд. руб., что больше 2017 года на 15%, со вторых – 62 млрд. руб., прирост 17%.


Начальник ФНС Управления налогообложения имущества ФНС России А.В. Лащенов

Налогообложение от кадастровой стоимости охватывает все больше регионов. В 2015 году ее использовали в качестве базы для налогообложения 28 субъектов РФ, в 2016 году их число возросло на 21, и в 2017 еще 14. Таким образом, в 2018 году налоги на имущество физлиц от кадастровой стоимости были рассчитаны на 63 территориях. В первый год перехода региона на кадастровую стоимость граждане платят налог с коэффициентом 0,2, во второй – 0,4, в третий – 0,6.
Также 334-ФЗ вводит некоторые новые правила взимания имущественного налога. Одно из них заключается в том, что если гражданин – добросовестный налогоплательщик, то перерасчет налога задним числом в большую сторону производиться не будет. Это норма вступила в силу с 1 января 2019 года.

Еще одно новшество связано с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости. При прежней практике, если заявитель добился ее пересмотра, то новый размер налога взимался с 1 января года, когда была подана соответствующая претензия. Согласно новому правилу, появляется ретро применение этой нормы, когда пересмотр суммы налога  на имущество осуществляется за три предшествующих периода.

Федеральный закон также распространил льготы для пенсионеров и на лиц предпенсионного возраста. 

В рамках мероприятия была рассмотрена и проблематика применения имущественных налогов. На вопиющий случай обратила внимание Президент Международного Клуба «ИНТЕГРАЦИЯ», Заместитель председателя Рабочей группы «Совершенствование законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности» по PR  И.С. Радченко. 
В декабре прошлого года правительство Москвы совершенно неожиданно для всех объявило о повышении имущественного налога для владельцев нежилых помещений с 1,5% до 2% с 1 января 2019 года. Формально столичные власти действовали в рамках закона, который предусматривает такое повышение. Но, как считает И.С. Радченко, это нововведение было бы сильным ударом по малому бизнесу города. Для многих компаний такой рост оказался бы неподъемным.

В целом же такие меры приводят к ухудшению инвестиционного климата, к уходу компаний из столицы. Столкнувшись с массовым недовольством, мэрия решила повышать налог постепенно – по 0,1% ежегодно.


На фото слева направо: Президент Международного Клуба «ИНТЕГРАЦИЯ», Заместитель председателя Рабочей группы «Совершенствование законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности» по PR И.С. Радченко, Заместитель директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России А.П. Берестянский, начальник ФНС Управления налогообложения имущества А.В. Лащенов

 

Член Комитета ГД по транспорту и строительству В. И. Афонский напомнил присутствующим о том, что «должна быть незыблемость правил для бизнеса и не должно быть ухудшения положения граждан и предпринимателей».


Член Комитета ГД по транспорту и строительству В.И. Афонский

Как считает Заместитель министра имущественных отношений Московской области Ю.Ю. Лавряков, чтобы налоги были адекватными, они должны носить сбалансированный характер и учитывать множество факторов, при этом подчиняться определенным базовым принципам. Для этого, по мнению спикера, необходимо системно проводить работу по анализу ставок. Особенно это важно для бизнеса, для которого справедливое налогообложение напрямую влияет на  результаты деятельности.
Ю.Ю. Лавряков привел пример: компания получает в собственность для строительства большой земельный участок, включающий зону рекреации. В ней по определению не может быть плотной застройки. Следовательно, и прибыль не может быть значительной. Кадастровая оценка должна учитывать это обстоятельство. Иначе застройщик может разориться. Налоги должны стимулировать развитие бизнеса, а не гасить предпринимательскую инициативу, считает спикер.


Заместитель министра имущественных отношений Московской области Ю.Ю. Лавряков

Президент Ассоциации А.В. Каминский рассказал присутствующим о специализированном сервисе provernalog.ru, который помогает гражданам и бизнесу с минимальными усилиями (и без финансовых затрат) узнать величину кадастровой стоимости своих объектов, насколько она изменилась относительно результата предыдущей кадастровой оценки, какие параметры объектов были использованы ГБУ при определении кадастровой стоимости.
Так как у ГБУ отсутствуют необходимые данные по большому количеству объектов, то нередки случаи технических ошибок, которые легко исправить путем обращения непосредственно в ГБУ. Например, отсутствует год постройки или материал стен жилого дома. По коммерческим объектам достаточно распространена ситуация, когда офисные объекты считают, как торговые и т.д. Для выявления подобных ошибок рекомендуется воспользоваться специализированным сервисом provernalog.ru.  Достаточно ввести кадастровый номер, и налогоплательщик получит всю необходимую ему информацию.


Президент Ассоциации А.В. Каминский 

По мнению Вице-президента Ассоциации «Объединение СРО оценщиков», Вице-президента СРО «РАО», К.Ю. Кулакова, необходимо, чтобы досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости через Комиссии, как альтернатива судам, функционировал в каждом субъекте страны.

Для этого надо внести соответствующую поправку в 237-ФЗ о ГКО, что и планируется инициировать в рамках работы РГ в Госдуме РФ.


Вице-президент Ассоциации «Объединение СРО оценщиков», СРО «РАО», член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития РФ К.Ю. Кулаков

Более 120 000 заявлений налогоплательщиков были рассмотрены Комиссиями за последние 2 года по всей России, из которых около 50 % получили положительные решения. Это значит, что на соответствующее количество судебных исков было подано меньше. Необходимость независимого арбитра в виде Комиссий – это не только разгрузка судов, но и демократический институт в таком непростом деле, как справедливость налогообложения. Для обеспечения более профессиональной работы Комиссий важно обязательное, а не инициативное, включение в их составы представителей оценочного сообщества.


Спикеры пресс-конференции

Спикеры пресс-конференции, подводя итоги ушедшего года, указали на то, что впереди еще много работы по созданию системы имущественных налогов. Пока она только в процессе формирования.

 

 

 

Предыдущая новость Следующая новость